Праздник Навруз и дискуссия вокруг него

Несколько лет назад азербайджанский профессор, доктор философии Эльхан Алескеров, написал статью под названием "Почему армяне не празднуют Новруз?". С текстом статьи можно ознакомиться по следующей ссылке: https://www.trend.az/azerbaijan/karabakh/2734212.html


Вкратце, в этой статье говорится, что праздник Навруз, или Новруз-байрам, как его называют азербайджанцы, празднуется на обширной территории от Центральной Азии до Ближнего Востока, и лишь "многострадальные соседи" азербайджанцев, то есть армяне, этого праздника не отмечают. Завершая свое объяснение, профессор заключает, что одной из причин, по которой армяне не отмечают Навруза, может быть то, что "потомки племени хаев, заселенных на территориях нынешней Республики Армения, не обладают соответствующей исторической памятью о существовании Солнечного летоисчисления Нового года (Новруз)." Господин Алескеров также считает, что "это очевидное свидетельство инородного происхождения и более позднего появления хайского племени на Южном Кавказе." Во-первых, я хотел бы поблагодарить уважаемого профессора за высказанную точку зрения. Действительно, если население обширной территории празднует какой-то праздник, а кто-то один на этой территории его не празднует, то вполне логично сделать вывод, что этот кто-то является для региона чуждым элементом. Однако, есть ли альтернативы данной точке зрения? Давайте обратимся к фактам. Как сообщает нам уважаемый профессор, праздник Навруз связан с "солнечным летоисчислением", то есть, с весенним равноденствием. Армянский народ этот праздник действительно не отмечает — как он не отмечает и многие другие праздники, смысл которых связан сугубо с природными явлениями. А что же он отмечает вместо Навруза? Испокон веков "Новым годом" для армян является праздник Навасард, который в наши дни отмечается 11 августа по современному грегорианскому летоисчислению. О празднике Навасард свидетельствует множество письменных источников, самые ранние из которых датируются, по меньшей мере, ранним средневековьем. Что же это за праздник? Ответ на этот вопрос очень интересен. Дело в том, что "новый год" для армян начинается в день, когда праотец армянского народа Айк поразил тирана Бела (Нимрода), строителя Вавилонской башни. Об этом пишет Мовсес Хоренаци, или Моисей Хоренский — основоположник армянской историософии. Армянский народ отсчитывает время не в связи с тем, взошло ли или село солнце, а в связи с событием, которое стало формативным в его истории и самосознании. Это сравнимо с тем, как настоящие мусульмане отмечают свое летоисчисление от хиджры, то есть перехода пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Ведь хиджра тоже не связана с природными явлениями — но предположить, что арабы-мусульмане являются чуждым нашему региону элементом было бы неоправданно смело. Почему так происходит? Дело в том, что в религиозном сознании человечества существует два подхода к самоопределению в этом мире. Один подход — кармический, когда природа наделяется большей ценностью, нежели человек. Другой подход — тот, который называется монотеистическим. В этом случае, человек, будучи высшим созданием Всевышнего, имеет преимущество и приоритет над природой. Восприятие времени — это не просто вопрос о том, откуда отсчитывать дни и часы, но это вопрос, прежде всего, о смысле существования человечества. Кармический (или, иначе, языческий) подход говорит нам, что "круг жизни", "всеобщий закон" важнее, нежели человек и любые его смыслы. "Круг жизни" в языческом сознании всегда побеждает человека. С таким подходом, наиболее естественным представляется то, что дни солнцестояний, затмений и так далее будут обладать наиболее высоким приоритетом в кармическом языческом сознании. Однако, с точки зрения монотеизма, важно, прежде всего, то, что делают люди, так как всё, что мы делаем, совершается в диалоге со Всевышним, а потому и обладает наивысшей ценностью в этом мире. Соответственно, в этом случае на первый план выходят иные смыслы — такие, как, например, свобода от тирании, согласно армянской традиции, кратковременно достигнутая Айком. Именно от этого смысла, от этого человеческого действия и отсчитывает свое летоисчисление армянский народ. Таким образом, тот факт, что армянский народ не отмечает праздник Навруз, свидетельствует совсем не о том, что армянский народ является чуждым в нашем регионе, а о том, что формирование армянского народа протекало по совершенно иным принципам, нежели в других случаях. По каким — тема отдельного рассказа. И тем не менее, несмотря на то, что армянский народ праздника Навруз не празднует, мы вполне можем позволить себе поздравить с ним тех, для кого он является важной частью их культуры. Поэтому, всех наших соседей, курдов, персов, азербайджанцев, а также представителей других народов, я поздравляю с их праздником и желаю счастливого и доброго нового года.